Инструменты прогрессивного рока

        Какие инструменты используют музыканты «прогрессива»? Ясно, какие: электрогитару, бас, клавишные, барабаны. Как и другие рокеры. Кроме того: флейту, саксофон, скрипку и др. Однако есть немало оригинальных конструкций, которые используют музыканты арт-рока. Надеюсь, они вам понравятся.
Материалы взяты с сайта «ГЕПР» - этакая «библия» любителей ПРОГа. Я сделал перевод и кое-что добавил от себя. Использовались и другие сайты.

Начнем с клавишных

Hammond Organ -
- Орган Хаммонда

      В далеком 1929 году в США часовой мастер Лоуренс Хаммонд сконструировал первый электроорган. Основу органа составляют вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса - тонгенераторы. Все колеса приводятся во вращение цепью от асинхронного двигателя переменного тока, соединенного шестерней с колесами возле каждого из которых установлен электромагнит. Все это работает аналогично датчикам для электрогитары. Число зубьев колеса и скорость вращения определяют частоту тона. По нынешним понятиям – нечто доисторическое! (По сравнению с современным формированием частот электронным генератором). Синтез звука в органе Хаммонда происходит путем сложения гармонических колебаний, создаваемых каждым тонгенератором.

      Эти инструменты быстро завоевали популярность, и в 1935 г. Лоуренс Хаммонд организовал фирму по производству органов в Эвантоне (штат Иллинойс) чтобы производить электронные органы для «рынка досуга». На картинке изображена модель Hammond B3 примерно 1950 года.
      Первые органы Хаммонда использовались в церковной службе и для исполнения классической музыки - они были намного компактнее и проще в обращении по сравнению с духовым органом. Позже они привлекли внимание джазовых музыкантов. Первым исполнителем джаза на «Хаммонде» был пианист Каунт Бейси.
      С появлением блюза и ритм-энд-блюза орган проник и в популярную музыку. Таким образом, рокерам орган достался по наследству. Не остались в стороне от этой новинки и «Битлз» - они использовали орган в альбомах Rubber Soul, The Beatles 68, Abbey Road и Get Back. Первыми сольными исполнителями на «Хаммонде» среди рок-музыкантов были Мэтью Фишер (Procol Harum), Кейт Эмерсон (The Nice) и Джон Лорд (Deep Purple). Эмерсон получил репутацию «Джими Хендрикса на органе» за то, что во время концертов всячески издевался над своим инструментом - ронял его на пол, прыгал через него, колол клавиатуру ножами. Самое интересное, что орган продолжал играть - настолько прочный инструмент!
      В начале 70-х этот инструмент стал настолько популярен, что фактически любая группа, имевшая в составе клавишника, использовала Hammond. За период с 1935 по 1965 было выпущено множество моделей органов - A, B3, C3, L100, M100 и другие. Звучание их довольно похоже. Отличались они габаритами и назначением - для концертов, для церквей, для домашнего музицирования. Принцип генерации звука оставался неизменным. Тембр в органе Хаммонда выбирался путем установки комбинации выдвижных рычажков, находящихся над верхней клавиатурой. Существовало также несколько предопределенных установок тембров, включаемых нажатием специальных клавиш (“preset”- «Предварительная установка»).
      Особенными, чисто «хаммондовскими» фишками были такие эффекты как вибрато, перкуссия и эффект Лесли. Разные вариации тембра органа «Хаммонд» простираются от классического органного звука до визга, рычания, жужжания, шипения и бульканья.
      Панель управления органа Хаммонда состоит из 61 клавиши и 25 ножных педалей (концертные модели имели 32-нотную педальную панель). Хаммонд также запатентовал электромеханическое устройство реверберации, использующее спиральную пружину (так наз. «пружинный ревербератор»), широко используемую позже в других электронных инструментах.
      Вместе с органом Хаммонда использовались громкоговорители системы Лесли. Эти устройства создавали эффект перемещения звука в пространстве за счет того, что громкоговорители в корпусе вращались с разной скоростью. В современной звукотехнике это достигается использованием различных фильтров и задержкой сигналов, но тогда изобретателям приходилось исхитряться подобным образом, чтобы «оживить» звук. Классический пример использования эффекта Лесли - вступление к композиции Echoes группы Pink Floyd («падение капель воды»).
      Орган «Хаммонд» стал неотъемлемой частью звучания многих групп прогрессив-рока 70-х. И сегодня он успешно конкурирует с современными синтезаторами. Тембр органа по сравнению с сэмплированными (см. дальше) звуками обладает теплым, объемным и полифоничным звучанием.
      Основной проблемой органа был большой вес и, следовательно, трудности в транспортировке. В наше время есть много легких и доступных электрических инструментов, имитирующих звук классического органа Хаммонда.
      В мире существует огромное количество поклонников «Хаммонда» как среди профессиональных музыкантов, так и среди любителей. С 1968 года и по сей день играет на Hammond C3 Джон Лорд, не изменяя своему любимому инструменту. Кит Эмерсон всю творческую карьеру использует на концертах «Хаммонд» модели L100, наравне с роялем и «мугом». Мэтью Фишер и Ричард Райт также остаются стойкими приверженцами Хаммонда. На сегодняшний день выпускаются современные органы «Хаммонд-Сузуки», использующие электронную схемотехнику внутри, но те же органы управления снаружи. Оригинальные органы «Хаммонд» на электромеханических тонгенераторах больше не производятся серийно. Их продолжают изготовлять по чертежам энтузиасты.

Знаменитые рок-исполнители на органе «Хаммонд»:
Keith Emerson (Nice, ELP)
Mattew Fisher (Procol Harum)
John Lord (Deep Purple)
Tony Banks (Genesis)
Hugh Banton (Van Der Graaf & Peter Hammill solo)
John Evan (Jethro Tull)
Tony Kaye (Yes)
Ken Hensley (Uriah Heep)
Don Airey (Colosseum, Rainbow, Whitesnake)
Steve Walsh (Kansas)
Chuck Churchill (Ten Years After)
Eddie Jobson (Curved Air, U.K.)
Rick Wright (Pink Floyd)
John Paul Jones (Led Zeppelin)

Синтезатор Mini Moog

      Первые синтезаторы Роберта Муга были модульными. Они состояли из набора осцилляторов - генераторов электрических колебаний простой формы. Сигналы от осцилляторов пропускались через различные блоки фильтрации и усиления. Все эти модули соединялись между собой проводами в самых разнообразных комбинациях. Для того, чтобы получить от этих синтезаторов различные варианты звучания, приходилось пробовать огромное количество способов соединения модулей друг с другом.

      Те, кто смотрел фильм-концерт «Пинк Флойд в Помпеях», наверняка помнят сцену, как Роджер Уотерс колдует с синтезатором VCS3. Модульные синтезаторы были очень громоздкими и использовались только в студиях звукозаписи и для создания звуковых эффектов к кинофильмам. Никому в голову не приходило вытаскивать этих монстров на сцену. Исключением был, пожалуй, лишь Кит Эмерсон. Его огромный модульный Moog 3C стал частью сценического шоу ELP, возвышаясь в свете прожекторов эдакой горой железа, опутанной проводами.
      По настоящему революцией в электронной музыке стало появление в 1970 году портативного синтезатора Mini Moog. «Мини-Муг» - это то, что большинство подразумевает, говоря «Муг». Этот синтезатор был очень компактным и легким, имел 44-клавишную клавиатуру и панель управления, смонтированную в откидной крышке. Панель могла фиксироваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Mini Moog имел все те же функциональные элементы, который были в его модульных предшественниках - осцилляторы, генератор шума, микшер, усилитель и управляемые фильтры. Синтезатор можно было использовать вместе с электрогитарой в качестве звукового процессора. С появлением Mini Moog'a возможности игры музыканта на концерте значительно расширились - можно было включать различные эффекты простым поворотом управляющей рукоятки.
      Этот синтезатор стал любимым инструментом многих клавишников. Большинство соло на клавишных в прогрессивных группах были сыграны на синтезаторах Муга. Mini Moog стал «золотым стандартом» понятия «тёплый», плотный аналоговый звук.
      Особую любовь питал к нему Рик Уэйкман, он использовал «Муг» как в своих сольных работах, так и во время гастролей с Yes. Не прошел этот инструмент и мимо рук другого знаменитого «гения синтезаторов» Кита Эмерсона. Виртуозами «Муга» стали Дон Эйри, Манфред Мэнн - в его руках «Муг» издавал то крики чаек, то жужжание шмеля. Активно использовал «Муг» Эдди Джобсон во время гастролей с британской супергруппой UK.
      Основной проблемой «Муга» был дрейф частоты генераторов (неужели тогда кварцевых резонаторов не было?!). Иногда, даже во время импровизации в одной песне, орган расстраивался, особенно на сцене, под лучами прожекторов. Впоследствии, после долгой битвы с корпорацией – производителем синтезатора, Роберт Муг отвоевал свой брэнд и выпустил модернизированный вариант, названный Moog Voyager. Этот инструмент делал все то, что прежний Moog, но имел цифровую память и пр., MIDI-приставку и СТАБИЛЬНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ!

Синтезатор Mini Moog использовали такие известные музыканты как:

Rick Wakeman (Yes, solo)
Manfred Mann (Earth Band, solo)
Keith Emerson (ELP)
Eddie Jobson (U.K.)
Mark Kelly (Marillion)
Geoff Downes (Buggles, Yes, Asia)
Brian Eno (Roxy Music, solo)
Don Airey (Colosseum, Black Sabbath, Rainbow)
Geddy Lee (Rush)
Ken Hensley (Uriah Heep, solo)
и другие

Меллотрон

        Наиболее характерный инструмент «прогрессива». Хитрая конструкция! Раньше я считал его разновидностью электрооргана – взгляните сами!
      Меллотрон - электронный клавишный инструмент, воспроизводящий образцы звучания реальных инструментов (сэмплы) с магнитной ленты. Идея меллотрона была придумана в 1962 году американцем Гэри Чемберленом, а серийный выпуск этих инструментов наладили англичане Дэвид Никсон и Эрик Робинсон на фабрике в Бирмингеме.     

      По сути дела – это многодорожечный магнитофон, управляемый клавишами. Под каждой клавишей находится лентовоспроизводящий узел, наподобие магнитофона. При нажатии на клавишу лента приводится в движение, и запись звучит, пока не кончится длина отрезка ленты (максимум – 8 секунд). При отпускании клавиши срабатывает пружина, и лента быстро перематывается в исходное состояние. Клавиатура меллотрона состояла из двух симметричных частей, это позволяло левой и правой рукой проигрывать разные сэмплы (англ.: sample – «образец»).
      На ленту записывались образцы звучания различных инструментов, для каждого воспроизводящего узла записывался образец определенной высоты тона. Путем замены набора лент можно было менять тембр меллотрона – например: оркестр, скрипка, орган, флейта, клавесин и т. д. В меллотрон можно было загрузить сразу три набора лент, выбор нужного тембра производится рычажками на панели управления. Меллотрон является механическим прообразом современных электронных синтезаторов, использующих сэмплированный (оцифрованный) звук. Особенно популярным было использование меллотрона для имитации звуков оркестра: струнные инструменты, флейта, другие духовые, а также хор.
Меллотрон использовали в своих записях практически все знаменитые прогрессивные группы: The Beatles, King Crimson, Genesis, Yes (говорят, Рик Уэйкман сжег свой меллотрон), Manfred Mann, Moody Blues, Led Zeppelin и другие.
      Меллотрон вышел из употребления из-за множества технических проблем: магнитные головки требовали частой чистки, лентопротяжные механизмы «заедали», особенно в суровых дорожных условиях. Не забудем и немалого веса меллотрона, а также наличие всего трёх октав.
      Многие современные группы используют «виртуальный» меллотрон: записи с настоящего меллотрона переводят в цифровой формат. Звучание такое же, как в оригинале (ладно, для особо привередливых, скажем: «очень похожее»!). Зато! – сэмплеры не имеют ограничения в продолжительности звука, более легкие и надёжные и, при той же клавиатуре, позволяют извлекать сотни звуков.
      Все же некоторых мучает ностальгия по «настоящему» меллотрону. Они еще производятся в ограниченных количествах.

ARP Solina String Ensemble -
ARP-синтезатор

      Это – первый полностью электронный инструмент, который попытался заменить меллотрон. 16-нотная полифония, минимальное управление, настройка без дрейфа, нет ограничения продолжительности звучания нот. И очень «плотный», густой звук, особенно для тех лет. По сравнению с меллотроном и подобными ему инструментами, звучание более «синтезированное», не такое «воздушное».
      Действительно хорошим было только звучание струнных инструментов, несмотря на возможность имитации медных духовых.  

      ARP-синтезатор и некоторые его преемники (ARP Quartet, Omni, Quadra) были очень популярны в конце 70-х – начале 80-х годов. Печально, но эти клавишные инструменты стали популярны, когда началась волна «диско», так что их, главным образом, связывали с диско-группами. Наиболее известно применение ARP-синтезатора в альбоме Гэри Райта Dream Weaver (ничего не напоминает название?), но часто его использовали многие более прогрессивные группы – Pink Floyd (особенно на альбоме Wish You Were Here), Van Der Graaf Generator, Styx, OMD, Tangerine Dream, которые использовали его для создания симфонических структур.

Birotron - Биротрон

      Ещё одна попытка заменить неудобный меллотрон с его петлями магнитной ленты на… 8-дорожечную магнитную же ленту! Изобретение великого клавишника Рика Уэйкмана и Дэвида Биро.
      Уэйкман утверждает, что их было сделано только 35 штук. Биро думает, что только 13. Так или иначе, они никогда не выпускались серийно, и существовало их совсем немного. Даже Уэкман не имеет второго!
      Использовался Уэйкманом в Yes на альбоме Tormato и на его сольном диске Criminal Record. 

Fender Rhodes – Фендер-пиано (буфер Родоса)

      Один из основних инструментов как прогрессивных рок-групп, так и джазовых музыкантов благодаря легкости транспортировки, сенсорной клавиатуре (реагирует на прикосновение) и «сочному», тёплому звуку.

      Принцип работы подобен фортепиано: при ударе по клавише молоточек бьет по стержню, около которого расположен электромагнитный датчик. При колебаниях стержня создаются электромагнитные колебания (как в электрогитаре). Звук получался чистый, подобный колокольчику, вообще непохожий на ф-но.
      При жестком ударе появляются обертоны, звук становится более резким, богатым, «рычащим» из-за вибрации стержней и небольшой перегрузки усилителя. Это особенно заметно на низких нотах.
      Некоторые модели использовали реальные молоточки от ф-но, в то время как другие использовали более лёгкий и менее сложный ударный механизм.
      Многие группы использовали фендер-пиано, но лишь некоторые, подобно «Магме» строили своё звучание на его тёплых звуках (да, согласен, бас и барабаны для «Магмы» тоже важны!).
      Фендер-пиано также великолепно звучит при пропускании его через гитарный distortion.

Orchestron – Оркестрон

      Оркестрон – инструмент, призванный заменить меллотрон. Вместо того, чтобы использовать магнитную ленту для записи звука реальных инструментов, оркестрон использовал для записи информации вращающиеся оптические диски. Однако была использована технология от игрушечной клавиатуры, и качество звука было далеко от желаемого. Самый известный пример использования оркестрона – альбом Relayer группы Yes, клавишник – Патрик Морац. Оркестрон там звучит очень хорошо.
      На картинке изображён оркестрон с тремя клавиатурами. Возможно, это инструмент, специально разработанный для Мораца.

Synthi AKS and VCS3

      Одним из первых производителей синтезатора была британская компания EMS (Electronic Music Studios – «Электронные музыкальные студии»). Они создали ряд Synthi (как читать: «Синти»?), включающий в себя VCS3 (известный как ”Putney”) и AKS (изображенный на картинке), который был тем же синтезатором, но с сенсорной клавиатурой. Синие клавиши в нижней части фото – реальная клавиатура, которая шла с AKS, ёмкостно-чувствительная печатная плата, не имеющая подвижных частей. Неудобная для игры, но очень надёжная. Клавиатура была чувствительна к силе удара: датчик удара выдавал напряжение, пропорциональное силе удара. Это было в 71 году!
      Встроенный джойстик (нижний правый угол, на фото ручка не показана) был предназначен, чтобы использоваться как контроллер в дополнение к клавиатуре, это создавало такие… научно-фантастические шумы.

   

      Три генератора обеспечивали звук такой же насыщенный, как Mini Moog, но страдали от дрейфа ещё больше печально известного сим явлением «Мини-Муга», мешая использовать синтезатор для ведения мелодических линий. Однако съёмная матрица ПЗУ позволяла легко вносить изменения в настройки и, т. о., конкурировать с более дорогими моделями типа Moog 3 и ARP. Synthi был превосходен для создания странных синтезированных звуков.
      AKS также имел секвенсор, запоминающий последовательность звуков. Большего вы не сможете добиться даже на современных цифровых синтезаторах!
      AKS и VCS3 использовали: Pink Floyd, Brian Eno, Yes, Jean Michel Jarre.

Vantage Keys
- я бы перевел «Коллекция клавишных»

      Компания E-mu создала свою «грандиозную клавиатуру» как приманку для прог-музыкантов, желающих иметь на своём инструменте звучание и 70-х и 80-х годов и, при этом, не таскать с концерта на концерт тяжеленные меллотроны и «Хаммонды». Педанты скажут, что «технология сэмплов» не звучит так, как оригиналы (что, в принципе, справедливо), но впечатление это производит и качество звука – на уровне.
      Данный сэмплер включает в себя сэмплы из меллотрона, «Муга», «Хаммонда», фендер-пиано, Yamaha, ARP «и прочая, и прочая…». Vintage Keys имеет 61 клавишу, а, кроме того, модуль MIDI-контроллера (The Vintage Pro). Используется многими современными прогрессивными группами.

Теперь перейдём к гитарам.

Rickenbacker Bass – бас-гитара «Рикенбэкер»

      Пока прогрессивный рок был популярен, мягкий рёв «Рикенбэкера» играл немалую роль в саунде многих классических групп прогрессивного рока. Имеющий сначала один датчик (модель 4000 в 1957 году), затем выпускаемый с двумя звукоснимателями (модель 4001 в 1961 году), он стал стандартом для дальнейших моделей баса Рика (модель 4000 перестала выпускаться в середине 80-х). Его характерный звук выделяет его из многих других – вспомните Криса Сквайра из Yes, Гедди Ли (Rush), Гэри Стрейтера (Starcastle), Пола Маккартни в «Сержанте Пеппере».


      Одна из важных его особенностей – конструкция. Разработанный легендарным (не знаю - чем?) Роджером Россмейслом, этот инструмент стал первым басом с конструкцией «гриф-через-деку»: корпус состоит из цельной доски твёрдого клёна с «крыльями». Результатом является превосходное акустическое сцепление и резонанс, удар и продолжительность звука похожи на пиано Рика.

      Но всё это мало что значило бы без другой важной особенности – датчиков! До середины 70-х эти инструменты оснащались датчиками Toaster-Top - на знаменитой Horseshoe («Подкове», кремовая гитара Криса Сквайра на рис. сверху).

      В новой модели Нigh Gain (чёрная гитара модели 4003 – на фото снизу) расположение датчиков было изменено. Датчики покрыты не металлом, а хромированным пластиком, и к ним можно прикасаться. Я читал, что это используют многие гитаристы, но не пойму как.

      Наиболее распространённая модель – 4 струнная 4003 Deluxe, которая появилась в начале 80-х годов. Она имела оптимальные характеристики со струнами в металлической оплётке. Существовало две модификации: стандартная (моно) и специальная Rick-O-Sound (стерео), в которой сигналы от двух звукоснимателей подавались на два разных усилителя – несколько непрактичная и дорогая идея.
      5-струнные, 8-струнные и безладовые бас-гитары также можно достать, но не в магазинах. Их нужно заказывать специально. 

Saz - Саз

      Ближневосточный струнный инструмент, от которого произошла европейская лютня, а затем и гитара. На них могут устанавливаться звукосниматели для усиления звука (как на акустической гитаре). Используется прогрессивными группами, чтобы разнообразить гитарный звук или придать «восточный колорит».

   

Stick – Cтик

      К стыду своему, должен признаться, что лишь недавно узнал, что это за штуковина. Читаю, например, «Соло на стике исполнил Тони Левин», а слышу гитару в чистом виде!
      Stick (англ. – «палка») иногда называют Shapman Stick («Палка Шэпмена», кстати, “Shapmen” по-английски – «коробейник»). Как видите, он действительно похож на палку.
      Со времён Джимми Хендрикса известен технический приём игры на гитаре, называемый tapping («тэппинг») или hammering. Он заключается в том, что гитарист играет только левой рукой, нанося пальцами удары по струнам на соответствующих ладах.
      Стик специально оптимизирован для игры этим приёмом. Кроме того, на нём можно играть с двух концов!
      Стик имеет 10 струн (или 12 – большой стик). Можно играть как на гитаре, можно играть, повернув струнами к себе, вроде как на ф-но. Некоторые музыканты играют и так и так, в зависимости от исполняемого произведения.
      Теоретически гитарист («стикист»?) может 10 пальцами брать одновременно 10 нот! Естественно, обычно на нижних струнах ведут линию баса, а на верхних – мелодию или аккорды. Т. о. могут быть созданы запутанные ритмические и мелодические структуры, которые невозможно сыграть на гитаре или клавишных (впрочем, так ли это?). Это делает инструмент естественным для экспериментов музыкантов прогрессивного рока.
      Наиболее выдающийся музыкант, использующий стик – Тони Левин, например, альбом Discipline группы King Crimson или альбомы группы Liquid Tension Experiment.

   

Warr Guitar - Гитара Уорра

      Гитара Уорра - родственник стика (см. выше) в том смысле создана для игры «тэппингом» - ударами пальцев одной руки по струнам. Но, как видите, конструкция у неё совсем другая. Марк Уорр и Эмметт Шэпмен (создатель стика) несколько лет назад вели юридические споры. Собственно, это касалось не самих инструментов, а скорее бизнеса - маркетинга и пр. Слухи о том, что это касалось «тэппинга» неверны, да и вообще, спор давно улажен.
      Существует гитара Уорра с 8, 12 и 14 струнами (см. картинку). У этих инструментов нет никакой стандартной настройки, точнее, есть много разных стандартных настроек. Уорр предлагает настраивать гитару «под себя». Ясно, инструмент этот по определению создан для «прогеров».
      Наверное, самый известный «Уорр-гитарист» сегодня - Трэй Ганн (иногда играл в King Crimson). Он имеет обе модели Warr-гитары и даже одна из стандартных настроек названа его именем. Менее известны Марк Кук (99 Names Of God) и Адам Левин (Dark Aether Project)

 

Рассмотрим ещё некоторые инструменты

Theremin - Терменвокс

      Этот необычный инструмент, в общем, известен многим. Он был изобретён в 1919 году русским физиком Львом Терменом, позже изменившим имя на Леона Теремина.
      В то время это было чем-то уникальным: инструмент играет сам, к нему не надо прикасаться! Исполнитель делает разные пассы руками, может двигаться, танцевать и пр. Терменвокс имел такой плавный, певучий звук.
      Суть дела проста: звук определённой частоты создаётся электронным генератором. Частота его определяется LC-цепью – колебательным контуром. Одна из обкладок конденсатора делается в виде металлического стержня, вроде антенны, а другой обкладкой является человек – его рука. при приближении руки ёмкость конденсатора уменьшается и частота растёт. И наоборот.
      Позже восторги поутихли. Принципиальным недостатком была невозможность получения коротких отрывистых звуков, то есть репертуар сильно сужался. Да и техника игры непроста.
      Современный терменвокс оснащён различными «примочками», позволяющими получать различные тембры, в том числе недоступные ранее терменвоксу тремоло, вибрато и пр. Приближение руки ко второй антенне меняет громкость звука. Всё же используется терменвокс редко.

Violin, Electric – Электрическая скрипка

      Играют на ней точно так же, как на банальной скрипке Страдивари. Можно, конечно, просто добавить звукосниматели к обычной скрипке, но новый тип чисто электрических скрипок – предпочтительный вариант для групп прогрессивного рока. В электроскрипке прекрасно сочетаются выразительность обычной скрипки с «электрическими» свойствами электрогитары: возможность легко добавлять искажения, обратную связь и другие эффекты. Незаменимый инструмент для виртуоза-импровизатора.
      Самые известные «пользователи» электрической скрипки: Жан-Люк-Понти, Эдди Джобсон, Джерри Гудман (собственно, они и есть самые знаменитые скрипачи в арт- и джаз-роке). В джазовых кругах электрическую скрипку тоже уважают.

Roto Tom – Рото Том

      На фото – набор Remo, хотя подобные барабаны производят и другие компании. Это синтетическая мембрана, натянутая на круглый стальной каркас. Почему называется «Рото-»? – Настройку барабана можно менять, вращая его. Это можно сделать перед концертом для соответствующей настройки, а можно вращать барабан во время игры для создания интересных эффектов.
      Рото-томы могут быть настроены на определённые ноты, позволяя играть мелодии. Как правило, они используются в комплекте с обычной ударной установкой.
      Рото-томы использует, например, один из лучших ударников Билл Брафорд, иногда с резонансными колонками, установленными позади.

V-drum – V-барабаны

      Это электронные барабаны. По существу, это синтезатор, в котором барабаны вместо клавиш. Барабанщик имеет множество разных настроек. Можно запрограммировать множество настроек для различных звучаний барабанов. Их легко изменить.
      Все выходные сигналы электронные, они сразу подаются на пульт оператора для микширования и записи без использования дорогих микрофонов.
      Другое достоинство – лёгкость, удобство транспортировки. Установка и демонтаж более просты по сравнению с традиционными барабанами. Они также не заглушают другие инструменты в маленьких клубах, позволяют легко менять громкость. 

      Главный недостаток – многие барабанщики не любят присущий V-drum относительно короткий звук тарелок. Поэтому часто в комплекте с ними устанавливают настоящие тарелки.
      В большинстве прогрессивных групп музыканты не очень жалуют электронные барабаны, но некоторые их используют с удовольствием. Например, Nervewerks или 99 Names Of God.

Сайт создан в системе uCoz