Uriah Heep

Лоцман:

Все разговоры в печати о лучших рок-группах начинаются и заканчиваются знаменитым триумвиратом: Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath. Возможно, что к ним как-нибудь добавится и Metallica, хотя я лично – против. Но никогда в этот ряд не ставят Uriah Heep. По-твоему, это справедливо?

Арбалет:

Ты знаешь, если судить по лучшим вещам, то, может быть, и нет, 60-минутный сборник The Best Of Uriah Heep не уступит перечисленным группам (при условии, что я его составлю!). Но, если брать творчество UH в целом или, так сказать, в среднем – то тут их успехи гораздо хуже.

«Что тут хитрить – пожалуй, к бою!». Мы лишний раз пересмотрели «хиповские» сайты, а также детальную статью Алексея Глебова в журнале Rock City.

Группа Spice

Как обычно для нас, дело было в Англии. Дружили в детстве два приятеля: Мик Бокс (Mick Box, род. 8.06.47 в Лондоне) и Дэвид Гарик (David Garrick, род. 29.01.47 в Эссексе). Слушали музыку, играли и пели. Мик начал заниматься гитарой, а Дэвид – вокалом. Позже он взял псевдоним Байрон (Byron), и отныне так и будем его звать. Байрон с 8 лет занимался вокалом, принимая участие в шоу в местном варьете.

В 65 году в Эссексе они создали группу The Stalkers, которая в 67 году была переименована в The Spice («Спайс» - специи, приправа). Spice записали один сингл – скромное достижение. После некоторых смен состава в группе оказались бас-гитарист Пол Ньютон (Paul Newton, 46 года рождения) и барабанщик Алекс Напьер (Alex Napier).

Вначале группа больше играла кавер-версии чужих песен и ритм-энд-блюзы, затем – в большей мере хард-рок. Играли, в основном, в клубах, школах и пр. Были сделаны некоторые демо-записи (впоследствии утерянные, как обычно). Однако в 69 году Spice пару раз выступили в престижном клубе The Marquee в Лондоне.

Байрон и Бокс жили бедно, как многие рок-музыканты. В одной статье я читал, что они подключались на репетициях к чужому источнику питания! – чтобы не платить за электричество.

Но, – в один прекрасный день на их концерте побывал «человек из шоу-бизнеса» Джерри Брон, глава компании Bron Organization.

Удивительно оригинальная история!

Байрон и Бокс ему понравились и он предложил им записаться у него в студии. Именно Брон посоветовал им включить в группу постоянного клавишника.

Группа The Gods

Другой герой хард-рока – Кен Хенсли (Ken Hensley, род. 24.08.45 в Лондоне). С 12 лет увлёкся гитарой, а в 15 – уже играл в рок-группе. Поиграв несколько лет в различных коллективах, Хенсли с гитаристом Миком Тэйлором основали группу The Gods («Боги»).

Скромно и со вкусом. «Боги» в течение нескольких лет сменили многих музыкантов и записали 2 альбома. Хенсли был «свободен как ветер» и жил там, где хотел. Если точнее, то жил он в собственном автофургоне, на котором и переезжал с места на место.

Отбросим кучу подробностей – после всяких пертурбаций почти все «боги» оказались затем в составе группы Toe Fat, которая, впрочем, просуществовала лишь несколько месяцев.

По подбору музыкантов The Gods были куда мощнее Spice. Судите сами, какие люди там играли!
- Мик Тэйлор - гитара (далее играл в Rolling Stones!);
- Грег Лэйк - бас-гитара (далее – King Crimson и Emerson, Lake And Palmer!)
- братья Глэсскоки. Джон Глэсскок – бас (далее играл во многих группах, в том числе в Jethro Tull). Брайан Глэсскок (далее – Bee Gees).

Да – это имена!
А в числе прочих музыкантов в составе присутствовали барабанщик Ли Керслэйк (Lee Kerslake, род. 16.04.47) и бас-гитарист Пол Ньютон, попавший затем, как вы помните, в Spice. Альбомы The Gods впоследствии были переизданы, я понимаю, из интереса ко всем указанным именам. Собственно, значительного музыкального наследия недолгая история группы не оставила.

Uriah Heep – первый этап (70-71)

Напомню – группа Spice искала клавишника. Бас-гитарист Пол Ньютон был инициатором приглашения в группу бывшего коллеги по The Gods Кена Хенсли.

В 1970 году в Англии широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого писателя Чарльза Диккенса – публиковались статьи, биографии, показывались фильмы и т. д. А менеджер группы Джерри Брон читал роман Диккенса «Дэвид Копперфильд» (точнее, по-моему, «История Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»). В романе есть отвратительный персонаж – Юрай Хип (в русской версии обычно «Урия Гип»). И Брон предложил группе новое название – «Юрай Хип», которое и было единодушно принято.

Трудно придумать для этой группы имя более бессмысленное и несообразное! И музыка, и тексты Uriah Heep несут в себе скорее что-то сказочно-сентементальное. Никакой «черноты», как, к примеру, у Black Sabbath. Есть мнение, что такое название было выбрано чисто из коммерческих соображений.

Итак – кем располагала группа?
На должность «старшего рокера 1-й категории» я назначаю Кена Хенсли. Прежде всего, потому, что он стал композитором группы, и именно его перу принадлежат лучшие песни (не уверен, правда, что он пользовался пером). Кроме того, он был одним из лучших органистов в роке и, если говорить о чистом хард-роке, то, кроме Джона Лорда из Deep Purple, у него и соперников-то не было.

А почему же ты присвоил ему только 1-ю категорию?! Только высшую! Напомню, что начинал он как гитарист, да и пел очень прилично. А по суммарному классу «гитарист-пианист-вокалист» ещё вопрос, кто вообще с ним потягается! Хотя в роке есть сильные мультиинструменталисты. На всех дисках UH Хенсли записан как «Орган, гитара, вокал», да и другие инструменты использовал.

Ну, а парочка друзей «Бокс-Байрон» - это тоже не слабо!

Байрон обладал высоким «мягким» голосом, который доказывает, что тягаться с Гилланом или Кингом Дайамондом тяжело, но можно. Я когда-то из спортивного интереса «замерял»: кто может брать самые высокие ноты. Байрон «чисто» вопит «соль» 2-й октавы, иногда даже «ля», а в одном месте – «си»! Его главный конкурент Ян Гиллан из Deep Purple легко и чисто берёт «ля», а в одном месте – тоже «си». Кинг Дайамонд по «верхам» до них чуть-чуть не дотягивает, зато по общему диапазону явно превосходит обоих. (Попутно замечу, что, конечно же, умение высоко и громко вопить никого автоматически не делает певцом)

.

Некоторые критики, правда, Байрона не жаловали, считая его занудным и излишне сентиментальным.

Мик Бокс стал отличным гитаристом, а в роке, как известно, гитара – инструмент N 1. Отличительная особенность его игры – частое использование педали «вау-вау», что у отечественных рокеров называется «квакером». Особенно характерно это в сольных партиях, обычно ведь «квакер» используют для ритм-гитары.

Бас-гитаристом, напомню, стал упоминавшийся уже Пол Ньютон, а ударником – Алекс Напьер.

Брон заключил контракт с фирмой Vertigo на выпуск первого диска и развернул широкую рекламную кампанию. Вышедший в начале 70 года диск назвали Very ‘Eavy, Very ‘Umble (имеется в виду Very Heavy, Very Humble – «Очень тяжело, очень скромно»). На обложке изображена жутковатая физиономия, вся покрытая паутиной. Не так-то просто распознать в ней красавца Байрона.

Безусловной «классикой» стала первая композиция – Gipsy («Цыганка»). Цыганской музыки, ясное дело, там не было и в помине. Тяжёлый хард, виртуозная длинная импровизация на клавишных (знаток легко узнает звук органа «Хаммонд»). Игра в духе Джона Лорда сделала эту песню особенно похожей на Deep Purple.

В целом, диск отличался тем, что принято называть эклектичностью. На ней были хард-роковые песни: Walking In Your Shadow, Dreammare, Real Turned On, I’ll Keep On Trying, и вещи другого характера.- баллада Come Away Melinda и блюз Lucy Blues. Наиболее неожиданной была последняя вещь Wake Up (Set Your Sights), еще и остросоциального содержания. Интересно, что на этой работе Хенсли не числится в числе соавторов ни в одной песне.

Диск сильно раскритиковали, что меня удивляет. Причём, впоследствии, он стал считаться, если не одним из лучших, то уж точно неплохим.

Второй альбом Salisbury («Солсбери») вышел уже через несколько месяцев – в конце 70-го года (хотя официально – в 71-м) и был намного лучше первого. Особенно интересна завершающая 16-минутная одноименная композиция, в которой доминирующей была роль органа, особенно в первой части, сопровождаемой оркестром (участвовал малый состав (26 человек) лондонского симфонического оркестра). Во второй части технику импровизации на гитаре продемонстрировал и Мик Бокс. Композиция звучала с явной претензией на арт-рок, но, на мой взгляд, была слишком затянута.

В «золотой фонд» UH вошли многие песни с этого альбома: Bird Of Prey («Хищная птица») с великолепным вступительным воплем Байрона, хард-роковая Time To Live («Время жить»), High Priestess («Верховная жрица»), «сверхсентиментальная» баллада The Park («Парк»), несколько длинная. В середине ее имеется интересная «синхронная» импровизация гитары и органа с внезапными паузами, во время которых звучит пение птиц. Как обычно бывает, наиболее известной стала довольно «попсовая» песня Lady In Black («Женщина в черном» или «…в трауре»).

Проблемой коллектива в те годы было отсутствие постоянного ударника. Упомянутый Алекс Напьер записал с «хипами» лишь часть первого диска. Заменивший его Олли Олссон дописал барабаны на 2 песнях и покинул группу после записи первого альбома. После многочисленных проб был зачислен в штат Кит Бейкер, с которым и был записан «Солсбери». Далее за ударной установкой занял место Ян Кларк (Ian Clarke).

Альбом Look At Yourself («Посмотрите на себя») вышел в 71 году. В соответствии с названием, его обложка была покрыта фольгой, и в нее можно было смотреть как в зеркало. Это был, возможно, самый лучший диск UH, тяжелый и какой-то «дипперпловский», особенно I Wanna Be Free («Я хочу быть свободным»), Shadows Of Grief («Тени горя») и Love Machine («Машина любви»).

Не уверен, что фанаты Deep Purple с тобой согласятся.

Одной из самых знаменитых стала заглавная песня альбома Look At Yourself. Мне её вступление напоминает лезгинку. Оригинальна и концовка в виде 2-минутной постепенно ускоряющейся барабанной дроби. В записи партии ударных принимали участие три человека из известной африканской группы Osibisa.

Но самой знаменитой песней, «визитной карточкой» группы стала July Morning («Июльское утро»), сочетающая в себе лирическую балладу и длинную импровизацию в конце, слегка затянутую. Эта песня с великолепной мелодией все последующие годы являлась символом группы как «Лестница в небеса» для Led Zeppelin, «Отель Калифорния» для Eagles или What Can I Do для Smoky.

А в записи «Июльского утра» за органом вместе с Хенсли играет «сам» Манфред Мэнн! Это завершающее соло - «перекличка» Хенсли-Мэнн-Бокс – одно из лучших в роке. Кроме того, есть сведения, что Мэнн играет и в отличной вещи Tears In My Eyes («Слёзы в моих глазах), почему-то мы её забыли упомянуть.

Диск был выпущен уже не компанией Vertigo, а на новой собственной фирме Джерри Брона – Bronze (где, кстати, записывался и Манфред Мэнн). С этим альбомом UH заняли в 71 году 39-е место в национальном хит-параде, что, конечно, не отражает его истинной ценности.

Несмотря на этот успех, в ноябре 71-го группу покинули Ян Кларк и Пол Ньютон. Ньютона заменил другой Кларк – басист Марк Кларк, но уже в феврале 72 года также выбыл из состава. Позднее он на некоторое время появился в Rainbow.

На этом первый этап UH закончился. Что о нём сказать?
Первые три диска характеризуются более сложными, длинными и многоплановыми композициями и, в этот период, арт-роковые музыканты считают UH отчасти «своими». Кстати, конверты первых альбомов оформлял Роджер Дин, художник, работавший с Yes. В дальнейшем, сохранив свой неповторимый стиль, UH перейдут к более простым и коротким песням. Впереди группу ждёт ещё больший успех, но никогда уже Хенсли не будет так «поливать» на органе, как в Gipsy или July Morning. И не будет «диппёрпловской» тяжести. А жаль! А, может, в этом и есть «сермяжная» правда?

Я остаюсь при убеждении, что Look At Yourself – лучший альбом UH.


Uriah Heep – пик карьеры (72-74)

72-й год ознаменовался для UH появлением укомплектованного состава. Бас-гитаристом стал новозеландец Гари Тэйн (Gary Thain, род. 15.05.48).

Впоследствии «хипы» вспоминали его как профессионала высокого класса и, кроме того, как человека серьёзного, даже «степенного» для рокера. Он действительно был классным басистом и пресса это отмечала неоднократно. Настоящий ценитель отдаст должное его сложным и интересным партиям.

А ударником стал известным нам Ли Керслейк, бывший коллега Хенсли по Gods. Его приглашали и раньше, но он был занят своими проектами.

Этой «великолепной пятёрке» (за вратаря сойдёт Джерри Брон) и суждено было стать «классическим» составом UH.

В мае 72 года вышел альбом Demons And Wizards («Демоны и колдуны»). Несмотря на мрачное название, альбом получился очень лирическим и, я бы сказал, самым характерным для UH. Наибольшую известность получили баллада The Wizard («Колдун») и хард-роковая Easy Livin’ («Спокойная жизнь»). По-моему, весь альбом получился отличным.

Это – мой любимый альбом UH! Какие вещи: Traveller In Time, Circle Of Hands, Rainbow Demon, Poets Justice, The Spell! Да и другие.

А как же Look At Yourself?! Ты же говорил…

Я говорил «лучший». А это – «любимый»!

UH нашли своё истинное лицо. Группа избавилась от излишков жёсткости, бросила состязаться с Deep Purple и Led Zeppelin, но приобрела неповторимый стиль. Хотя стиль у неё был и раньше, просто теперь он предстал в более чистом виде.

Популярность UH возросла. В США они также попали в хит-парад.

В том же 72-м году был выпущен The Magician’s Birthday («День рождения волшебника»), тоже высоко оцененный слушателями. Он по стилю вполне похож на предыдущий, но мне нравится меньше. Блеснуть группе удалось финальной одноименной композицией The Magician’s Birthday с фрагментом переделанной Happy Birthday To You. Здесь в первый и последний раз звучит затяжное соло на гитаре в сопровождении ударных. Популярны песни Sunrise («Восход»), Blind Eye («Слепое око»), Sweet Lorrain («Милая Лорейн»), да и другие.

В 73 году появился концертный альбом Live January («Концерт в январе»). Уверяю вас, – его стоит послушать! Он считается одним из лучших «живых» альбомов 70-х годов.

Я видел несколько концертов UH на DVD – это всегда интересно, но впечатление двойственное: голос Байрона не тот. Заметно, что в студийных записях он использует «наложение» (хотя остальные участники неплохо поют). Гитара Бокса записана плохо – почти не слышно. Некоторые вещи на гитаре играет Хенсли.

Зато Гари Тэйн играет блестяще! Такие партии не каждый может сочинить и сыграть. Ударник Ли Керслейк на «живых» концертах тоже смотрится хорошо – как-то более азартно играет, чем в студии.

Одновременно вышел сольный диск Кена Хенсли, записанный в 71-72 годах при участии Керслейка и Тэйна. В общем, он по стилю мало отличался от UH и интереса не представляет.

Какие особенности были присущи музыке Uriah Heep?

В стихах у UH преобладает поэтическая сказочность, грусть, такая… светлая меланхолия. Любовная лирика тоже присутствует, но чаще в песнях звучит что-то отвлечённо-философское, я бы даже сказал – декадентское.

Мне кажется, что основная черта UH – сочетание лирического «нежного» вокала с жесткой хард-роковой аранжировкой, что практически не применяли другие. Это встречается в большинстве песен UH, но наиболее характерные примеры: Easy Livin’, I Wanna Be Free и другие.

Для вокальных партий характерно многоголосие. Очень часто звучат всякие «припевки» типа «А-а-а», «Ла-ла-ла» и пр. Часто Байрон поет «вибрирующим» голосом (Bird Of Prey, July Morning и др.).

Наложение использовал и Мик Бокс. В некоторых песнях звучат одновременно два соло на гитаре, пущенные обычно через разные каналы: High Priestess (70), Real Turned On (70), Circle Of Hands (72), I Wanna Be Free (71). При этом звучит и ритм-гитара, а то и две. Часто используется акустическая гитара, особенно в балладах. О частом использовании «квакушки» уже говорилось. Хотя - ведь и Кен Хенсли тоже на гитаре отыграл немало.

Что касается органа, то в «чистом» хард-роке (кроме Deep Purple) Uriah Heep – пожалуй, единственная группа с акцентированными клавишными и без органа их вообще трудно представить. Длинных, «закрученных» импровизаций на органе, правда, у Кена Хенсли не так уж много: Gipsy, Lucy Blues (70), July Morning (71), Salisbury (70) – все в первых концертах. Характерным для UH является резкое глиссандо на органе в «ударных» концовках вместо традиционного гитарного аккорда с ударом по тарелкам.

Да, в богатстве аранжировок UH тогда никому не уступали. В определенном смысле место UH в роке было близко к Queen. Красивые мелодии, многоголосия, лиричность. Правда, по сегодняшнему рейтингу, Queen стоят куда выше. Мелодии у них были более сложными, «разложение» голосов – тем более.

Что касается мелодий и оригинальности построения композиций, то тут ты прав. Тем не менее, я ставлю UH выше. В технике и импровизациях Queen к «Хипам» и близко не подойдут, а чисто хард-роковые песни у Queen – вообще не бог весть что. А вообще я считаю этот спор глупым – сравнивать эти группы бессмысленно.

Все это было бы великолепно, если бы UH как-то развивались и предложили что-то новое. К сожалению, все произошло наоборот: первые альбомы звучали свежо и отлично, затем оригинальные приемы превратились в штампы. Через несколько лет они приелись, а композиторский талант не развивался. Песни становились все банальнее и ни техника игры, ни вокал Байрона уже не спасали. Как ни печально, но уже в 72 году у коллектива начался спад, но происходил он очень медленно, никто его сначала и не заметил.

В 73-м вышел альбом Sweet Freedom («Сладкая свобода»). Первые две песни: Dreamer и Stealin’ получились хорошо, а вторая вошла в «золотой фонд» UH. Остальные получились довольно бледными.

Последняя Pilgrim («Пилигрим»), по-моему, тоже ничего. Состоит из нескольких частей с классным соло на гитаре. Кстати – единственным соло на этом диске! Вот до чего мы дожили!

А мне ещё нравится эта… где он весь алфавит поёт: «A – B – C – D…»

А-а! Seven Stars («Семь звёзд»). Зато остальные нагоняют на меня тоску: One Day («Один день»), Sweet Freedom («Сладкая свобода»), If I Had the Time («Если бы у меня было время») и Circus («Цирк»).

Диск 74 года Wonderworld («Удивительный мир») был ещё хуже, разве только Suicidal Man можно отнести к лучшим образцам музыки UH. Не знаю, как бы я воспринял этот альбом, если бы начинал слушать UH с него, но после дисков 70-72 годов он просто скучный – всё это как будто уже слышал сто раз!

Уже говорилось о значимости фигуры Кена Хенсли для UH (не желая принизить роль остальных музыкантов). Хенсли (кроме первого диска) участвовал как композитор почти во всех песнях, причём примерно в половине из них он указан как единственный автор. Но, если раньше песни, написанные им единолично, были хитами, одними из лучших (Look At Yourself, Easy Livin’, Stealin’, Lady In Black), то теперь его «личные» песни уже не так впечатляли, мягко говоря.

На фоне этого плавного спада группу подстерегал серьёзный удар, в буквальном смысле – удар электрическим током. Его получил, из-за халатности техников басист Гари Тэйн и едва не погиб. Произошло это в Далласе, в сентябре 74 года. Кончилось печально – и здоровье, и психика Тэйна повредились, он в феврале 75 года покинул группу и в качестве обезболивающего средства стал употреблять героин. Очевидно, что ни к чему хорошему это не привело, и 19.03.76 Гари Тэйн умер от передозировки.

Вот такая грустная история. Замечательный был музыкант.

Uriah Heep и Джон Уэттон (75-76)

В начале 75 года его место занял легендарный Джон Уэттон (John Wetton). Этот выдающийся бас-гитарист и певец уникален, прежде всего, тем, что умудрился переиграть во многих знаментиых группах арт-рока. До UH он играл в Family, King Crimson и Roxy Music, после UH – в UK, Asia и др. Интересно, что именно бас-гитаристы UH чаще всего попадали в списки лучших музыкантов. В общем, Уэттон казался, как минимум, равноценной заменой Тэйну.

Забегая вперёд - появление Уэттона не помогло UH. Впрочем, следующий диск 75 года Return To Fantasy («Возвращение к фантазии») получился довольно живым и «заводным» и, в первый и последний раз, попал в британский Top 10 (на 7 место). Вообще, он менее «хиповский», но стал самым продаваемым в истории UH.

Мне из него нравится почти все: Return To Fantasy, Shady Lady, Beautiful Dream, Showdown да и другие. Впрочем, ни одна из них не может сравниться с Look At Yourself или Magician’s Birthday. Уэттон ни в одной песне не фигурирует как соавтор, зато пел почти наравне с Байроном (по объёму), а играл на бас-гитаре – великолепно! Особенно это заметно на «живых» концертах. Кроме того, Уэттон играл и на меллотроне.

Диск 76 года High And Mighty («Высоко и мощно») не показал ничего мощного и высокого (если не считать голоса Байрона). Автором 8 песен является Кен Хенсли! А две написаны им в соавторстве с Уэттоном. Притом на диске указано, что Хенсли играет аж на 10 инструментах (разные виды органов, пиано и гитар). Можно подумать, что Хенсли и Уэттон записали его вдвоём. А результат – вот он: самый плохой диск UH – единодушное мнение.

Начало – One Way Or Another («Так или иначе») и баллада Weep In Silence («Плач в тишине») – то, что надо. Но дальше, – ниже среднего уровня, типичное «не то». Чувствуется стиль UH, но ощущение такое, как будто издали коллекцию худших песен, забракованных ранее и не попавших в номерные альбомы.

И тут команда «затрещала по швам».
Первая проблема – Байрон. Точнее – его пристрастие к алкоголю (да и наркотики он употреблял), особенно в трудные моменты. А такой момент как раз и настал.
Кроме того, в январе этого же 76-го года Байрон выпустил сольный альбом («хипы» участвовали в записи). И в июле Дэвид решил уйти из группы.

Не только решил, но и ушёл, основав группу Rough Diamond. Однако, после диска 77 года Байрон ушёл и оттуда из-за музыкальных разногласий. В 78 и 81 годах Байрон выпустил ещё два сольных диска, и на этом его карьера кончилась. Это был он – хронический алкоголизм. Байрон не мог больше работать, опускался всё ниже и умер 28.02.85 г.

Невесёлый какой-то рассказ получается. А порадовать нечем. Джон Уэттон тоже покинул UH – это вторая проблема.

Меня всегда настораживает эти сплошные переходы – не иначе у человека не всё в порядке с характером. Уэттон был типичный «летун» от рока, как называли в застойные годы работников, постоянно меняющих место службы. Далее Уэттон вновь отправился скитаться по великим группам, где ему всегда были рады.

Третья проблема – Хенсли. Его талант малость поизносился, потускнел и, как следствие, то же произошло с UH.

Дело в том, что в UH процветало классовое неравенство: богатство и… не бедность, конечно, - умеренный достаток, скажем так. Хенсли, как автор большинства композиций, получал намного большую долю доходов, чем другие члены группы. У него была своя студия, коллекция спортивных автомобилей, большой дом и пр. Другие музыканты были этим недовольны, считая, что Джерри Брон, как директор покровительствует Кену и «запихивает» в альбомы буквально всё, что Хенсли не напишет.

Что же дальше? – Сейчас узнаете.

Uriah Heep без Байрона (76-78)

Заменить Байрона?! По сути, это невозможно. С другим певцом это уже будет новый «Юрай Хип». Так было и с другими: Black Sabbath без Осборна, Deep Purple без Блэкмора… Это уже другие группы, даже если предположить, что они стали лучше.

В 76 году у микрофона встал Джон Лотон (John Lawton, часто пишут «Лаутон»). Он уже завоевал авторитет в нескольких группах. Между прочим, он прослушивался в Deep Purple после ухода Гиллана! Однако взяли Кавердэйла.

А рекомендовал Лотона Кену Хенсли «диппёрпловец» Роджер Гловер. Лотон участвовал в записи альбома Гловера The Butterfly Ball («Бал бабочек»). А в сентябре 76-го нашёлся и бас-гитарист – Тревор Болдер (Trevor Bolder).

Новый диск Firefly («Светлячок») появился в начале 77-го года. Некоторые считают его довольно неплохим, особенно песни Firefly или Rolling On, но я не разделяю этого мнения – ничего интересного.

Вскоре UH гастролировали по США – в первом отделении перед Kiss. Несмотря на огромную популярность Kiss в Америке, считаю это унизительным. Да-а, ну и времена настали!

В конце года UH порадовали фанов новым альбомом – Innocent Victim («Невинная жертва»). Нельзя сказать, что это шедевр, но в нём что-то было. Например, Free’n’Easy («Свободно и легко») – вполне в духе старых добрых «Юрай Хип». The Dance («Танец») в стиле «регги». Лирическая Illusion («Иллюзия») тоже хороша. Единственное, - не пойму, почему все в восторге от Free Me («Освободи меня») – какая-то «попса». Почему-то именно «Невинную жертву» по лицензии выпустила фирма «Мелодия» в СССР, не указав даже названия диска.

Осенью 78-го – новый альбом – Fallen Angel («Грешный ангел»). Посредственная работа – не сравнить с 70-72 годами. Но некоторые песни мне нравятся – Fallen In Love («Влюблённый»), I’m Alive («Я жив»), Woman Of The Night («Женщина ночи»).

Подводя некоторый итог этому периоду, можно выделить следующее:

Даже на фоне Байрона Джон Лотон смотрелся (точнее слушался) очень даже ничего! Отличный вокалист. Голос Лотона был немного ниже и грубее, чем у Байрона, но вполне подходил для UH. Тревор Болдер подтвердил высокую репутацию бас-гитаристов UH и отыграл эти концерты отлично. Зато Хенсли сильно сдал: органа почти не слышно (про виртуозные соло и говорить не приходится). Редкие импровизации исполняет Мик Бокс. Музыка потеряла сентиментальность и лирику, – получился какой-то бодрый рок-н-ролл, в меру тяжёлый, но простоватый.

Но и в этом составе группа просуществовала недолго. Обострились отношения между Хенсли и Лотоном. С подачи Хенсли Лотон ушёл из группы. Далее он пел в разных коллективах, но успеха не достиг. Но более неожиданным стало желание Хенсли избавиться и от Ли Керслейка! Чем он-то Кену не угодил?!

Керслейк перешёл в группу Оззи Осборна – достойное место службы, что ни говори. Его место в UH занял также заслуженный деятель – Крис Слэйд из группы Манфреда Мэнна. Ещё группе новый хороший певец не помешал бы…

Uriah Heep - упадок (79 - 86)

Новый вокалист Джон Сломан (John Sloman) попал в UH по рекомендации Дэвида Кавердэйла из Whitesnake (а ранее – Deep Purple). Выбор этот оказался явно неудачным. Не то, чтобы Сломан совсем не умел петь – просто для стиля UH он совершенно не подходил.

Диск 80 года назвали Conquest («Завоевание»). Впечатление – худшего и не представишь. Просто ужасно! Просто, заурядно, скучно. На этом фоне даже альбомы с Лотоном 77-78 годов кажутся отличными, а раскритикованный когла-то 1-й диск 70 года – просто шедевр!

В результате Кен Хенсли, доведя группу «до ручки» уволил… нет, не Сломана, а самого себя. 1–го сентября 1980 года миллионы учеников в СССР пошли в школу, а Хенсли покинул UH. Он тоже в дальнейшем ничем особенным не отличился, играл в разных группах, записал сольный альбом.

Некоторое время продолжалась агония группы. В турне осенью 80 года на клавишных играл совершенно неизвестный музыкант Грег Дечерт – приятель Сломана. А в январе 81 года группа распалась. Новички – Джон Сломан, Крис Слэйд и Грег Дечерт – ушли тихо и безболезненно. Слэйд «постучал» ещё далее с известными музыкантами: и с Гилмором (из Pink Floyd), и в «Фирме» Джимми Пэйджа, затем долго играл в AC/DC, но лучшие его годы остались в 70-х, в группе Манфреда Мэнна.

Ветеран Мик Бокс и Тревор Болдер предложили вернуться в группу Дэвиду Байрону! Однако тот не согласился, да, как видно из сказанного раньше, уже и не был в состоянии работать.

И группа кончилась. Мик Бокс жутко пьянствовал с горя, но, надо отдать ему должное, недолго – несколько дней. Затем, поразмыслив с годик, всё же решился реанимировать славное имя. И это ему удалось неплохо. Главное – из группы Осборна вернулся другой главный ветеран – ударник Ли Керслейк! С ним от Осборна пришёл и бас-гитарист Боб Дэйсли (Bob Daisley) – известный музыкант (ранее пару лет играл в Rainbow). Вокалистом стал Пит Голби из группы Trapeze («Трапеция», когда-то оттуда в Deep Purple перешёл Гленн Хьюз).

Интересно, что Голби уже прослушивался в UH в 80-м, но принят был Джон Сломан. За клавишными зайграл некий Джон Синклер (John Sinclair). В 73 году он со своей группой выступал на «разогреве» у UH.

Альбом 82 года Abominog (неясное слово типа «отвратительный») оказался неплохим. Известные песни из него: Too Scared To Run («Слишком напуган, чтобы бежать») или Chasing Shadows («Преследуя тени»), а особенно That’s The Way It Is («Вот как это бывает»). В общем, альбом все высоко оценили.

Кроме меня. Не буду скрывать – после 78 года все альбомы UH настолько заурядные и скучные, что просто тоска берёт их слушать. Я при подготовке статьи специально их ещё раз прослушал (насколько хватило терпения) и остаюсь при этом мнении. Чтобы высказать хоть что-то конкретное, добавлю: звучание клавишных приобрело современный «электронный» оттенок, а On The Rebound («Рикошет») – просто «диско» какое-то! В общем – комментируй дальше сам.

Успешно прошли гастроли 82 года. Альбом 83 года Head First тоже понравился (как вы поняли - не всем!). Правда, выражение критики «на альбоме был представлен довольно жёсткий хард-рок» вызывает у меня недоумение. Неожиданной стала инструментальная органная композиция Roll Overture – попытка изобразить симфо-рок. Хитом стала заглавная песня The Other Side Of Midnight («Другая сторона полуночи»).

На фоне успешных гастролей опять начались проблемы. На более выгодных условиях к Осборну ушёл басист Боб Дэйсли. Может, это было и к лучшему, так как вернулся Тревор Болдер. Зато в финансовую пропасть угодила авиакомпания Bronze Джерри Брона, что и привело к уходу UH в «самостоятельное плавание».

В новой компании Portrait был записан неудачный диск Equator («Экватор»). Опять длительные гастроли – и уход вокалиста Пита Голби, а за ним и клавишника Джона Синклера (к Осборну опять же!). Разрыв контракта с Portrait. И – новый состав UH.

Последний состав – Uriah Heep жив! (86-?)

Новым пианистом стал Фил Ланзон (ранее - группы Grand Prix, Sweet(!) и Sad Cafe). Вокалистом выбрали неудачно – Стефан Фонтейн был уволен после первых же гастролей, не проработав и месяца. И «хипы» вернулись к отвергнутому ими поначалу Берни Шоу (Berni Show, ранее Grand Prix).

Этот состав расширил географию гастролей, включив в них страны восточной Европы. А в конце 87 года UH попали в Москву. Соотечественники помнят, какой восторг это вызвало. UH и без того в СССР обожали больше, чем на Западе. А тут – это была ПЕРВАЯ знаменитая хард-роковая группа, посетившая нашу страну. Успех был огромный! А записанный «живой» альбом Live In Moscow показал мощь нового состава.

В 89-м – новый альбом Raging Silence («Бушующая тишина») был признан одной из самых удачных работ за последние 10 лет.

Да брось ты эту чепуху повторять! Заурядный «попсовый» рок. Единственное, что меня поразило – песня Cry Freedom («Кричащая свобода»). Я когда услышал вступительную фразу на русском – просто обалдел!

А, это, женский голос… «я кричу о свободе, я кричу всему миру». Да, редкая западная рок-группа использует русский язык!

В начале 91 года вышел следующий диск - Different World («Изменившийся мир»), который прошёл почти незамеченным. Думаю, это справедливо. А в 95-м – очередной альбом Sea Of Light («Море света»).

Должен признать – первые три песни получились отлично, просто блеск! Это Against the Odds («Против нечётности»), Sweet Sugar («Сладкий сахар») и Time Of Revelations («Время откровений»). Настоящий UH лучших лет! Другие песни похуже, но тоже ничего. Сначала я не понимал восторгов критики и принял его спокойно. Потом понял, что в то время я ещё просто не слышал дисков 80-91 годов, откровенно слабых, повторю своё мнение.

UH в составе: Бокс, Керслейк (члены «классического» состава), Болдер (бас), Шоу (вокал) и Ланзон (клавишные) играют вместе до сих пор – это уже 20 лет! Формально именно этот состав должен считаться главным. Они объездили с гастролями весь мир. Были в 96 в разных городах России. В 2002 – в Сибири и на Дальнем Востоке. Летом 2006 – в Одессе. Их можно видеть на DVD. Кстати, Кен Хенсли выступал в Москве – по ТВ показывали. Он предлагал как-то «хипам» сыграть вместе, но получил отказ.

Да, концерты все годы проходят с успехом. Но что на них неизменно исполняется? Вот перечень: Lady In Black, Look At Yourself, July Morning, The Wizard, Easy Livin’, The Magician’s Birthday, Rain. Все эти песни написаны Хенсли и Co в 70-72 годах! Из более поздних, – песни 70-х: Stealin’, Return To Fantasy, Free Me. А из тех, что написаны после 80 года – лишь That’s the Way It Is и The Other Side Of Midnight. Думаю, ясно, о чём это говорит. Для пожилых поклонников пожилые музыканты исполняют «песни прошлых лет». Все довольны.

Последние записи – Kind Biscuit Flower Hour Presents (97), Sonic Origami (98), Spellbinder (99), Future Echoes Of The Past (2001).

Да только это уже не актуально. Но не будем осуждать выдающихся музыкантов, доставивших нам много прекрасных минут. Да не минут – часов!

В общем – слушайте Uriah Heep! Но не всё, а концерты 70-72 годов, в крайнем случае – до 75 года.

Слушайте Uriah Heep! И, если вы любите мелодичный и красивый рок, а не разрисованную и хрипло орущую рожу, если вы любите настоящую технику, а не игру в стиле отбойного молотка, - вы не останетесь равнодушными!

Официальный сайт Uriah Heep: http://www.uriah-heep.com

Сайт создан в системе uCoz